среда, 11 февраля 2015 г.

Остров. Страх и ненависть на Большом Уссурийском.



Поселок Уссурийский на Большом Уссурийском острове встречает нас капелью на одном из домов и кем-то установленной табличкой, состоящей из черенка от лопаты и куска фанеры с надписью «Донецк» на нем. Не сказать, что нет людей в поселке Чумка, как еще называют поселок Уссурийский. Люди есть и, как окажется позже, это люди нескольких категорий. В новостях рассказывалось о том, что есть мародеры и жизнь в поселке, который полностью ушел под воду во время наводнения на Амуре в 2013 году, далеко не сахар.



Действительно, во многих домах зияют дыры вместо окон, почти все крыши разобраны. Подумали заглянуть в одну-две квартиры. Заходим в дом №5 по улице Насыпной. Возле одной из квартир парень в бушлате с надписью «МЧС» резко нам говорит: вы чё тут лазите? Пришлось сказать, что мы не мародеры и показать документы. В итоге разговорились. Он просто вывозит уцелевшие вещи «на материк». Вот первая категория людей в Чумке – отъезжающие.


Парень объяснил нам, что в Уссурийском по ночам орудуют мародеры и тащат всё. Входная дверь соседней квартиры была порублена топором или ломом в районе замка. Такая же картина была и на многих других дверях – выламывают. К слову, многие квартиры внутри были с очень хорошим ремонтом, сначала это всё затопило, а теперь это всё брошено и растаскивается второй категорией – мародерами.



Оставив парня и обойдя дом с другой стороны, мы увидели дымящуюся золу, это был некогда двухэтажный дом с адресом: ул. Насыпная, д. 13. Он горел уже пятый день, точнее – догорал.



Возгорание произошло в ночь с 26 на 27 января 2015 года, а мы стояли перед дымящимися остатками дома 31 января. Дело в том, что в этом году не стали обустраивать ледовою переправу от коренной (материковой, если приводить морскую, а не речную, терминологию) частью Хабаровска с поселком Уссурийским, который административно относится к Южному округу города Хабаровска. Таким образом, пожарные просто не смогли проехать. Есть вариант сделать крюк в 65 километров через мост, который находится в другой части острова, почти на границе с Китаем, но от моста до Чумки нерасчищена дорога, она и летом не ахти какая, а зимой просто завалена снегом. Приехали лишь сотрудники МЧС, потушить дом они не могли, но нужно было спасти колонку, находящуюся между домами №13 и №11.


От пепелища отъехала машина, затем остановилась возле нас. Парень и девушка. Парень спросил, чего мы тут делаем, сказали, что просто смотрим. Он сказал, что они тоже как бы туристы. Вот третья категория людей на острове – туристы.


Двигаемся по Чумке в сторону школы, которая внешне очень хорошо выглядит, стеклопакеты не разбиты, на вид ухоженная. От дверей школы отходит пожилая женщина и выходит из школьной ограды, также подошел и пожилой мужчина. Выясняется, что они тоже не местные и тоже туристы типа нас и предыдущей пары на автомобиле. Так что у них и спросить толком нечего. Решили зайти за школьную ограду и сфотографировать школу вблизи. Из-за школы вышла женщина с пятилитровой путылкой - направлялась к колонке возле сгоревшего дома №13 за водой.

Пока мы фотографировали школу, она стояла и изучала нас издалека. Пришлось ей крикнуть, что мы просто смотрим. Перекинулись еще парой фраз, а потом решили к ней подойти, чтобы не перекрикиваться на весь поселок.


- А если бы вам в Северном дали - согласились бы?
- В Северный? Неееет, я старый человек.




Любовь Александровна Суслова живёт на острове уже давно. До наводнения женщина владела двумя квартирами - на острове и в материковом городе. В 2012 году её муж, ветеран войны, ушёл из жизни. По его желанию было решено подарить одну из квартир сестре хозяйки - Вере, которая активно помогала ухаживать за беспомощным. Но переоформить жильё Любовь Александровна смогла только после наводнения.
Администрация в предоставлении жилья отказывает: на момент наводнения в собственности было другое жильё. “Я ж не олигарх, я ж не могу её просто так взять и отдать”, - сетует хозяйка. Действительно, с каких бы радостей я расставался с квартирой, хоть и со второй? Таких, как Суслова, на острове 15 семей - более 30 человек. Это четвертая категория «островитян» – оставшиеся.


Почти полтора года Любовь Александровна пишет во всевозможные инстанции - администрацию города, края, полпредство и прокуратуру. Но дельного ответа пока не получила. ”Они мне отписки дают. В таком-то году комиссия признала дома непригодными, аварийными, страшно жить, под копирку ответы”. Иногда пенсионерку посещают и плохие мысли - “Я уже устала. Думаю, может, повеситься, как Ольга? Нет, не дождётесь”. Сдаваться жительница острова не собирается. Многие жители просят квартиры в микрорайоне Парус на улице Юнгов, аргументируя "ну ведь рядом". Переехать Суслова хочет, но избирательно. На мое предложение уехать в Северный микрорайон, пенсионерка ответила однозначным отказом - далеко, годы не те.



Не хотят уезжать с острова только жители частного сектора. “Хотя дома у них признаны аварийными, они их отремонтировали, и пошли вы, сказали”. Компенсацию на ремонт жилья не получили и жители частных домов.
Суслова уверена, что пожар в 13м доме - дело рук представителей администрации города. “Он уже второй раз горит. Первый раз - за 2 дня до этого (23 января - прим.авт.). Приезжали  нерусские, что-то разбирали в доме, а потом загорелось.”.


Не исключено, что пожар - дело рук мародёров. Или случайно сигаретой подожгли, или специально, заметая следы.
Вообще, мародёров на острове много. Пока мы гуляли по посёлку, к нам несколько раз подходили местные с вопросами “чё вы тут ищете?”. Полиции на острове нет, поэтому грабители безбоязненно приезжают в посёлок.
“У нас тут война, как на Украине. Видели же табличку “Донецк?”. Тут ночью, в 2-3 часа такое начинается… С города приезжают, вывозят всё. Наши мужики как могут отпугивают.”, - рассказывает Суслова.


Местных заверили - в скором времени в посёлок будет приезжать полиция. Раз в три дня. О круглосуточном дежурстве пока речи нет.

Мы уже собрались уходить из посёлка. Во дворе дома №3 из окна нас окликнул местный житель -  “Кто такие?”. Недолгие препирания и мужчина выпрыгнул из окна первого этажа - “Ну давай поговорим”.


 Наш собеседник живёт в Чумке 38 лет. В доме №3 он вывозит мебель из квартиры своей матери.


Все проблемы жизни на острове знает не понаслышке. Во время наводнения 2013 года квартиру мужчины в доме №11 затопило по грудь.




В 2014м он получил квартиру в трёхэтажном доме в Северном, на улице Александровской. Со слов хозяина нового жилья, его квартира оказалась взломанной: “Вот моя квартира, я там ни разу не был, новостройка. Дверь, главное, три язычка торчат, нижний не смогли взломать. В квартире ремонта нету, где грибок, где обои вот так вздутые, где банки валяются, помойка в хате. Я к прорабше. Отправляют в УКС, застройщик наш хабаровский”. Мужчина написал заявление в адрес застройщика, но ответа пока не получил -  сказали ждать официального ответа по почте. Куда собираются отправить ответ представители УКС не знает - он нигде не прописан с 2013 года.


Его мать получила квартиру в доме по улице Юнгов, в микрорайоне Парус. Но жильём наш собеседник не доволен. “Я захожу, я плююсь там. У них там кругом сквозняк, всё кривое”.
На помощь властей житель не надеется - он купил частный дом в этом же посёлке 1964 года постройки.


Разговаривали мы с полчаса, выслушали историю о том, как в 60-е годы остров перемыли земснарядом. Если посмотреть на карту Хабаровска, то видно, что между собственно Хабаровском и островом Большой Уссурийский есть небольшой остров, который никак не называется. Так вот эта часть раньше была частью Большого Уссурийского, но имела заводь, позже, когда на острове организовывали затон, эту заводь промыли и таким образом образовался этот оторванный островок. Рассказал он нам и о старых жителях острова - Тарабарове и Устинове и руками показал, где были их участки.

Рядом с его домом построены сараюшки, из которых их бывшие владельцы вывозят оставшиеся вещи - иначе растащат…

Мы немного подмерзли и побрели в обратный путь - в город, но не через ледовую переправу, которая выходит на улицу Радищева, а по льду в сторону лодочной станции в районе  слияния улиц Запарина и Калинина.

P.S. На момент написания материала, в поселке Уссурийский сгорело еще одно здание - дом №6 по улице насыпная. Этот дом был не жилой, но этот дом и встретил нас капелью когда мы пришли на остров...

Комментариев нет:

Отправить комментарий