суббота, 20 ноября 2010 г.

28 лет спустя....

На месте земляного склона и находилась ТА лестница...
     Раз в год у входа на восточную трибуну хабаровского стадиона имени Ленина собираются люди. Одни молча стоят у, почти не бросающейся в глаза, мемориальной доски; другие – кладут цветы на пустынный склон рядом с лестницей, ведущей на стадион. Мемориальная доска, на которой выбиты имена 18 человек – вот и все, что еще напоминает о той жуткой кровавой драме которая, разыгралась здесь морозным вечером 20 ноября 1982 года… 


     «Зачем вам это надо? Подумаешь, пьяниц подавило. Не надо было пить! Напишите, чтобы потом опять все это повторилось?». Эти слова, беспечно сказанные женщиной – вахтером на южной трибуне центральной хабаровской арены, лишь утвердили автора этих строк в решимости, что говорить и писать о «трагедии 20 ноября» нужно! О том, что произошло в тот вечер, знает практически каждый коренной житель Хабаровска среднего возраста. Вот, только – всё ли? Даже теперь, когда драма на стадионе отмечает свой двадцатилетний «юбилей», множество ее моментов продолжают оставаться окутанными завесой недосказанности, которую не смогли развеять даже многочисленные публикации в прессе.
    Здесь необходимо заметить, что события 1982 года в Хабаровске не стали исключительными. Тот год вообще выдался «богатым». Первым в списке оказался Красноярск, где в марте 1982 года на открытии зимней Спартакиады народов СССР, при обрушении парапета верхнего яруса трибуны местного стадиона погибли несколько (несколько?) человек. 20 октября (!) того же года в Москве после окончания футбольного матча на Кубок УЕФА произошла давка, которая унесла жизни нескольких десятков болельщиков! «Черную троицу», спустя ровно месяц, замкнул Хабаровск. Правда, известно об этом стало гораздо позже, когда в стране во всю заговорили о «гласности»…


ПРАЗДНИК, КОТОРОГО ТАК ЖДАЛИ…


    … 20 ноября 1982 года 22 тысячи хабаровских болельщиков заполнили трибуны стадиона имени Ленина, на котором состоялся матч открытия очередного чемпионата страны по хоккею с мячом. Хабаровский СКА принимал хоккеистов «Зоркого» из Красногорска.
    Сразу отмечу, 22 тысячи – это данные официального протокола матча, в котором фиксировались только болельщики, непосредственно купившие билеты. Однако старожилы подтвердят: помимо законопослушных любителей спорта, исправно плативших «целковый» за вход, находилось не мало и таких, кто предпочитал проникать на стадион через черный вход, иначе говоря – через забор. И таких - была не одна сотня. Сюда же стоит отнести и тех, кто подтягивался на игру ближе ко второму тайму, когда вход на стадион становился свободным. Была и еще одна категория «безбилетников» – дети, активно посещавшие хоккейные матчи в сопровождении своих родителей. Это я все к тому, что в «тот вечер» на стадионе находилось гораздо БОЛЬШЕЕ количество болельщиков, нежели значится в протоколе. Из них, порядка 7-8 тысяч находились на той самой, «пролетарской» - восточной трибуне…
    Виктор КОВАЛЕВ, участник матча 20 ноября 1982 года, игрок хабаровского СКА: «Матч открытия традиционно собрал очень много болельщиков. Особенного много их было на «восточке». Матч проходил в упорной борьбе. Эмоции били через край, стадион шумел…».
    Валерий ЧУХЛОВ, участник матча 20 ноября 1982 года, игрок хабаровского СКА: «Так сложилось, что на восточной трибуне собирались наиболее рьяные болельщики. На протяжении всего матча «восточка», что называется, гудела… Когда мы забили победный гол, ликованию болельщиков не было предела. Сразу же после игры мы ушли в раздевалку, а потом…».
    Александр ПЕРШИН, участник матча 20 ноября 1982 года, игрок хабаровского СКА: «После игры мы задержались в раздевалке. Настроение после трудной победы было приподнятым. А открыли дверь – и оказались в шоке. Пол в коридоре был устлан людьми. Некоторые из них стонали, другим было уже не помочь, но врачи двух команд делали все возможное и невозможное, пытаясь реанимировать пострадавших»
    В то время, когда после окончания матча (СКА выиграл 4:3 – авт.) хоккеисты покидали ледовое поле, на выходе с восточной трибуны уже разворачивалась кровавая драма…
Победный гол В. Чухлова в ТОМ матче...    Здесь стоит сделать еще одно отступление. За два года до описываемых событий стадион подвергся значительной реконструкции, проведенной в преддверии чемпионата мира по хоккею с мячом 1981 года. Возведение административного центра на южной трибуне вынудило строителей «урезать» лестницу, ведущую на «восточку». Если ширина верхних пролетов лестницы осталась в допустимых мерами безопасности (6,7 метра), то нижняя часть, в тот момент, составляла всего 4,1. Таким образом, внешне лестница напоминала большую «воронку». Более того, ступени были отделаны «под мрамор». И без того скользкое покрытие даже при легком морозце вообще превращалось в настоящий каток.
    Никто не отрицает того факта, что определенная часть болельщиков в «тот вечер» была, что называется «навеселе». Отсидеть два часа на 20-25 градусном морозе без «сугрева» – дело не простое. Тем более что традиция эта сложилась с незапамятных времен, и никогда особых проблем у представителей органов правопорядка не вызывала. И этот матч не был исключением из правил, кроме одного… В этот вечер при выходе со стадиона погибли люди!
Из уголовного дела № 705 «о чрезвычайном происшествии на стадионе им. В. И. Ленина в г. Хабаровске 20 ноября 1982 года»: «… В 21 час на нижнем марше лестницы, поскользнувшись, упало несколько человек. Под давлением плотного потока людей шедшие следом так же стали падать друг на друга, в результате произошло скопление упавших…». Спортивный праздник обернулся одной из самых крупных трагедией в истории не только Хабаровска, но и всей страны.

КТО «ВЫКЛЮЧИЛ» СВЕТ НА СТАДИОНЕ?


     Уже на следующий день весь город только и говорил, что о давке на стадионе. Один из моих знакомых, которому в то время было 11 лет, вспоминает, как на следующий после трагедии день он не пошел в школу (накануне он был на стадионе вместе с отцом, и друзья знали об этом – авт.), а после полудня к нему буквально ворвались одноклассники с криками: «Ты дома?! Нам сказали, что вчера после хоккея погибли люди, и среди них 11-летний мальчишка. Мы испугались, что это был ты!».
    Приводились самые разные цифры количества погибших и пострадавших. Слухи множились. Сведущие люди слушали «Голос Америки», который сообщил о почти 50 погибших! Все ждали официального сообщения. И оно последовало… через три (!) дня.
    «20 ноября после хоккейного матча на хабаровском стадионе имени В. И. Ленина при выходе зрителей в результате нарушения порядка движения людей произошел несчастный случай. Имеются пострадавшие. Проводится расследование обстоятельств происшествия», - это полный текст сообщения, которое было опубликовано в газете «Тихоокеанская звезда» в рубрике «Происшествия». Итоги объявленного расследования, да и то лишь частично, всплыли только через семь лет!
     За то время, что прошло до момента первых публикаций, «хабаровский кошмар», успел обрасти массой легенд и мифов. Наиболее «красочным» стало описание того, как люди двигались «на встречу смерти – в кромешной тьме» («Советский Спорт», 1989г.). С чьей-то легкой руки в обиход вошел миф о том, что сразу же после окончания того матча на стадионе был погашен свет, что и стало, якобы, одной из причин происшедшей давки. Однако многочисленные свидетели, с которыми мне удалось пообщаться, в один голос утверждают, что освещение было выключено, примерно, через 20-25 минут после окончания игры. То есть, тогда, когда, почти, уже все было кончено.
     А вот другой «миф» больше подходит к разряду тайн, действительно покрытых мраком. Речь идет о том, почему кареты скорой помощи прибыли к месту трагедии только через 40-50 минут?! Из публикации в публикацию кочует легенда о «сломанном телефоне» на стадионе. Вполне допускаю, что телефон мог быть в нерабочем состоянии. Однако куда же подевались рации в милицейских машинах, которых в тот вечер было предостаточно?! Получить ответ на этот вопрос теперь уже невозможно.

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


     Сразу же после трагедии краевая прокуратура Хабаровского края возбудила уголовное дело. Однако в самом начале 1983 года «Дело» было передано военной прокуратуре ДВО. А уже 19 февраля того же года следствие было закрыто!
    Даже через 20 лет общественность не может получить ответа на два основных вопроса: кто виноват, и сколько же, на самом деле, пострадало людей? Впрочем… Официальный вывод следствия гласит, что давка 20 ноября 1982 года на стадионе им. Ленина произошла «вследствие случайного стечения обстоятельств и личной недисциплинированности многих зрителей…». Что же касается количества погибших, то их, согласно списка на памятной доске – 18 человек. Казалось бы, чего еще? Вот только, не дает эта цифра покоя, да и вывод следствия тоже.
    Что касается первого, то установить истинные причины происшедшей давки теперь уже вряд ли получится. Показания свидетелей крайне противоречивы. Многие вспоминают, что при выходе со стадиона колонну зрителей встречал милицейский кордон, активно изыскивавший наиболее «нагруженных» любителей хоккея. (В нескольких метрах от лестницы стояли, как минимум, два фургона, куда помещали «задержанных»). Как уже было сказано выше, таковых в тот вечер было предостаточно, а провести ночь в медвытрезвителе, желающих было мало. Согласно этой версии, напуганные люди ринулись назад, затруднив движение остальных, в результате чего и возникла давка. Кое-кто, даже, упоминает, что изначально, милиционерами была прикрыта одна створка ворот. В этом случае, и без того узкий лестничный пролет сокращался вдвое. А дальше все «просто»: кто-то поскользнулся… Впрочем, как уже сказано, «милиционерский фактор» не доказан. По крайней мере мои собеседники рассказывали все это с чужих слов. Найти истинных очевидцев мне не удалось.
    И, тем не менее, доля вины в действиях сотрудников правопорядка есть. В частности, в нарушение инструкций закрытыми оказались запасные - аварийные ворота, которые до сих пор находятся не далеко от основного входа. Их открыли, но было уже поздно…
    Георгий Кузнецов, пенсионер: «После той игры мы с друзьями не много задержались на трибуне. Решили подождать, когда пройдет основная масса людей. Двинулись, где-то минут через 10-15. Когда подошли к верхней лестнице, слева выбежал милиционер с бледным, перекошенным лицом, и закричал, что бы мы выходили в запасные ворота. Когда мы спустились - услышали крики. Прямо возле нас, за перилами, стоял мужчина. Он был весь посиневший, и кричал «Помогите!». Сначала ничего не поняли; даже смешно было. Потом сообразили, что что-то не так. Начали его вытаскивать… Когда вытащили, он уже не дышал. Начали делать ему искусственное дыхание – он пришел в себя. Потом мы еще нескольких вытаскивали, пока нас не отогнали милиционеры…».
     Подобных рассказов мне пришлось выслушать множество. Помощь простых болельщиков оказалась неоценимой. Во многом благодаря им удалось избежать еще больших жертв. И вот здесь-то и возникает главный вопрос: сколько же было погибших?
    Практически все мои собеседники сходятся на том, что официальная цифра – 18 погибших – не соответствует реальности. Учитывая ТО время, занижение количества жертв было обычным делом. (Здесь уместно вспомнить трагедию в «Лужниках». Первоначально было объявлено о 32 погибших. Позднее эта цифра выросла более чем в три раза! Можно предположить, что Хабаровск в смысле «гласности» мало чем отличается от Москвы – авт.). Нестыковки идут давно. Так, еще в 1989 году газета «Молодой Дальневосточник», с подачи соответствующих органов, привела цифру в 19 погибших, из которых – 17 скончались непосредственно на стадионе, а еще двое – позднее в больницах города. Однако в 1996 году «Тихоокеанская звезда» дала уже совершенно иную расстановку – 18 погибших (4 – на стадионе, 14 – в больницах)! Еще через четыре года в одной из телепередач центрального канала – 22 погибших (18 – на стадионе, 4 – в больницах). Странный расклад, не правда ли?
    В тот вечер на стадионе работало около 15 бригад скорой помощи. Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что пострадавшими был полностью устлан пол в холе южной трибуны. Вспоминают, как укладывали трупы в фургоны «вытрезвителя», которые сразу же отъезжали… в морг. Помимо этого в больницы было госпитализированы свыше 100 человек, из которых свыше 40 – с тяжелыми телесными повреждениями. Продолжать? Не стоит! Если свести воедино все сказанное, 18 фамилий на мемориальной доске (с большой натяжкой) – это только те, кто действительно погиб на той роковой лестнице. Остальные…

P.S. Люди достойны памяти. Особенно, когда они уходят из жизни раньше положенного им Богом срока. Возвращаясь к фразе, сказанной женщиной – вахтером, скажу: этого не должно повториться! Но мы должны помнить о тех кто погиб, и знать правду – всю, какой бы горькой она не была. Тема не закрыта, расследование продолжается.
Василий АНТОНОВ. "Советский Спорт-Хабаровск". Ноябрь 2002г.
Фото Александра Пенксика

2 комментария: